Обычный уличный голубь, заходя на поворот под большим углом, изменяет положение центра тяжести тела, также как и вертолет – своего корпуса. Делает он это для управления аэродинамическими силами. К такому выводу пришли американские биологи, которые сняли полет голубя на высокоскоростную камеру, а на основе снимков создали компьютерные модели.
Птицы и рукокрылые млекопитающие учитывают в полете глобальный и локальный наборы сил. Первый – притяжение и аэродинамические силы, не зависящие от положения птицы. Второй – подъемные силы, возникающие при движении крыльев. Биологи изучали движения трех голубей во время их полета. Выяснилось, что птицы пользуются вертикально направленными силами для создания подъемной силы, и горизонтальными – для изменения направления. Направление горизонтальной силы почти не менялось по отношению к туловищу, а значит, голуби корректировали направление путем изменения направления аэродинамических сил.
Голуби заходили на резкий вираж, после чего постепенно выравнивались. Такое характерно больше для насекомых и вертолетов, а не для самолетов и птиц, и обусловлено анатомическим устройством туловища голубя: как говорят ученые, птица не может создать достаточную подъемную силу, чтобы повернуть, как самолет.