155. На столе лежит книга. С какими телами она взаимодействует? Почему книга находится в покое?
156. Взаимодействием каких тел обусловливается движение облаков; стрелы, выпущенной из лука; снаряда внутри ствола пушки при выстреле; вращение крыльев ветряного двигателя?
157. Приведите 3—5 названий тел, в результате взаимодействия с которыми мяч может прийти в движение (или изменить направление своего движения).
158. Что произойдет с подвешенной на нитях пружиной, если спичкой пережечь нить АВ, сжимающую ее (рис. 29)?
159. Почему пожарному трудно удерживать брандспойт, из которого бьет вода?
160. Почему отклоняется трубка при вытекании из нее воды (рис. 30)?
Рис. 29
Рис. 30
Рис. 31
Рис. 32
161. Почему трубка не отклоняется, если на пути вытекающей из не, е воды (см. задачу 160) поместить картонку, укрепленную на трубке, как показано на рисунке 31?
162. Почему при вытекании воды сосуд, подвешенный на нити, вращается (рис. 32)?
163. Колба подвешена на нити (рис. 33). Останется ли колба в состоянии покоя при сильном кипении воды в ней? Явление объясните.
164. В некоторых парках на детских площадках для игр устанавливают деревянные цилиндры (барабаны), вращающиеся на горизонтальной оси. В каком направлении и почему цилиндр вращается, когда по нему бежит ребенок?
165. Рыба может двигаться вперед, отбрасывая жабрами струи воды. Объясните это явление.
Рис. 33
Рис. 34
166. Какое значение у водоплавающих птиц имеют пе-епончатые лапки?
167. Почему при выстреле приклад винтовки надо плотно рижимать к плечу?
168. Почему при выстреле снаряд и орудие получают разные скорости?
169. Мальчик прыгает с нагруженной баржи на берег. Почему движение баржи в сторону, противоположную фыжку, незаметно?
170. На одинаковом расстоянии от берега находятся юдка с грузом и такая же лодка без груза. С какой лодки тегче спрыгнуть на берег? Почему?
171. а) В сжатом состоянии пружина на подставке /держивается с помощью нити (рис. 34, а). Если в точке 4 нить пережечь, то пружина взлетит. Укажите, взаимодействием каких тел вызывается движение пружины.
б) Если на пружину предварительно поместить, например, мяч, то и он придет в движение. Взаимодействием каких тел будет вызвано движение мяча?
в) На левой тележке лежит кубик из железа, на правой — из дерева (рис. 34, б). Между тележками помещена сжатая с помощью нити пружина. Если нить пережечь, то тележки придут в движение. Какая тележка приобретет большую скорость? Почему?
172. Левая тележка (см. задачу 171, в) приобрела скорость 4 см/с; правая — 60 см/с. Масса какой тележки больше и во сколько раз?1
173. Чему равна масса левой тележки (см. задачу 172), если масса правой тележки равна 50 г?
174. а) Дощечка прикреплена к концу пружины 35). Пружина в сжатом состоянии удерживается Если пережечь нить, пружина выпрямляется и дощечка овременно ударяет шары, которые лежат на столе, i рисунке положение шаров на столе через некоторое « мя обозначено пунктиром. Масса какого шара наибольшая, наименьшая?
б) Между тележками помещена сжатая с помощью нити пружина (см. рис. 34, б). Если нить пережечь, то в резуль-ic взаимодействия с пружиной тележки придут в движение. Как будут отличаться скорости, приобретенные тележ-ми, если масса левой тележки составляет 7,5 кг, а пра-и — 1,5 кг?
175. Пружина, концы которой стянуты нитью, помещена между тележками так, как показано на рисунке 36. На тележках сосуды с песком. Когда нить пережгли, правая тележка приобрела большую скорость, чем левая. Чем это можно объяснить?
176. Какова масса правой тележки (см. задачу 175), если она приобрела в 0,5 раза большую скорость, чем левая тележка, масса которой с грузом составляет 450 г?
177. Мальчик выбирает веревку, и лодки сближаются в озере (рис. 37). Какая из двух одинаковых лодок к моменту сближения приобретает большую скорость? Почему?
178. При взаимодействии двух тележек их скорости изменились на 20 и 60 см/с. Масса большей тележки 0,6 кг. Чему равна масса меньшей тележки?
179. К лежащим на столе шарам была приложена одинаковая сила. При этом шар массой 3 кг приобрел скорость 15 см/с. Какую скорость приобрел шар массой 1 кг?
Рис. 35
Рис. 36
Рис. 37
180. С неподвижной надувной лодки массой 30 кг на берег прыгнул мальчик массой 45 кг. При этом лодка приоб — ‘ рела скорость 1,5 м/с. Какова скорость мальчика?
181. Мальчик, масса которого 46 кг, прыгнул с неподвижного плота массой 1 т на берег со скоростью 1,5 м/с. Какую скорость приобрел плот?
182. Могут ли два неподвижных вначале тела в результате взаимодействия друг с другом приобрести одинаковые по числовому значению скорости? Ответ обоснуйте.
183. Воздух под поршнем насоса сжали. Изменилась ли ] масса воздуха?
184. Гирю опустили в сосуд с водой. Изменилась ли масса гири?
185. Соревнуясь в перетягивании друг друга, два мальчика тянут веревку в разные стороны, прикладывая к ней силы по 500 Н каждый. Разорвется ли веревка, если она I выдерживает силу натяжения лишь 800 Н?
186. Десятиклассник вычислил, что масса молекулы воды примерно в 9 раз больше массы молекулы водорода. Какую скорость при взаимодействии друг с другом приобретет молекула воды, если скорость молекулы водорода была равна примерно 800 м/с?
187. Изменится ли масса воды, когда часть ее обратится в лед или пар?