Решебник по химии за 11 класс (О. С.Габриелян, 2002 год), , №3 к главе «Глава 6. Химический практикум». |
Условие задачи: Практическая работа № 3. Сравнение свойств органических и неорганических соединений
Опыт 1
Образование солей взаимодействием органических и неорганических оснований с кислотами и опыты с ними
В одной пробирке получите эмульсию анилина. (Смешайте 1—2 капли анилина с 1—2 мл воды.)
В другой пробирке получите гидроксид меди(П).
В обе пробирки добавляйте по каплям концентрированную соляную кислоту. Что наблюдаете?
К образовавшимся растворам солей добавляйте по каплям концентрированный раствор щелочи. Что наблюдаете?
Запишите уравнения проделанных реакций и сделайте выводы.
«Образование солей взаимодействием органических и неорганических оснований и кислотами и опыты с ними»
Выполнение работы:
Вывод: органические и неорганические основания и соли проявляют схожие свойства.
Опыт 2
Получение сложных эфиров взаимодействием органических и неорганических кислот со спиртами а) В пробирку налейте 2 мл изоамилового спирта, 2 мл концентрированной уксусной кислоты и 0,5—1 мл концентрированной серной кислоты (выдает учитель).
Смесь хорошо перемешайте и нагревайте (осторожно!) несколько минут на водяной бане (в стакане с горячей водой) до пожелтения жидкости (но не до кипения!).
Дайте смеси остыть, затем вылейте в пробирку с холодной водой или с насыщенным раствором поваренной соли: эфир соберется на поверхности. Отделите эфир с помощью делительной воронки. Какой ощущается запах?
Примечание. Оставьте полученный эфир для решения задачи IV в практической работе № 4. б) В фарфоровую чашечку поместите несколько кристалликов борной кислоты, добавьте 1 мл этилового спирта. Хорошо перемешайте смесь стеклянной палочкой. Поднесите к ней зажженную лучинку. Образовавшийся сложный эфир — триэтилборат сгорает красивым зеленым пламенем.
Запишите уравнения реакций, проделанных в опытах 2а и 26, сделайте выводы.
«Получение сложных эфиров взаимодействием органических и неорганических кислот со спиртами»
а) В пробирку налили немного изоамилового спирта и концентрированной уксусной кислоты и добавили чуть-чуть концентрированной серной кислоты. Смесь перемешали и нагрели на водяной бане. Наблюдаем пожелтение жидкости. Смесь остудили, эфир собрался на поверхности, ощущаем запах грушевой эссенции.
б) В фарфоровую чашку поместили несколько кристаллов борной кислоты и прибавили немного этилового спирта. Смесь перемешали и поднесли к ней зажженную лучинку. Образовавшееся вещество сгорело зеленым пламенем.
Вывод: органические и неорганические кислоты проявляют аналогичные химические свойства.
Опыт 3
Амфотерность гидроксида цинка и аминоуксусной кислоты а) В две пробирки налейте по 1 —2 мл раствора нитрата цинка и добавьте к нему 2—3 капли щелочи до образования осадка. В одну из пробирок прилейте соляной кислоты до растворения осадка, в другую — избыток раствора щелочи и наблюдайте растворение осадка. б) Налейте в пробирку 2—3 мл раствора карбоната натрия и всыпьте в него щепотку глицина. Что наблюдаете? Какие свойства глицина проявляются в этой реакции? Поместите в пробирку немного кристалликов глицина, смочите их каплями концентрированной соляной кислоты, нагрейте. Что наблюдаете? Вылейте несколько капель образовавшегося раствора на стекло. Наблюдайте образование при охлаждении кристаллов соли глицина. Сравните форму этих кристаллов с формой кристаллов глицина. Запишите уравнения реакций и выводы.
«Амфотерность гидроксида цинка и аминоуксусной кислоты»
Опыт 4
Сравнение свойств солей а) В две пробирки налейте по 2 мл растворов нитрата и ацетата свинца. Затем прилейте в обе пробирки по 1 мл раствора иодида калия. Что наблюдаете? б) В две пробирки налейте по 2 мл растворов сульфата ме-ди(II) и соли анилина. Затем добавьте в обе пробирки несколько капель концентрированного раствора щелочи. Что наблюдаете? Запишите уравнения проделанных реакций и сделайте выводы.
«Сравнение свойств солей» Выполнение работы:
Вывод: соли органические и неорганические также проявляют схожие свойства.