Книга Е. И. Игнатьева "В царстве смекалки", написанная в начале нашего века, является одной из первых популярных книг по математике, изданных на русском языке. В ней содержится большое количество задач занимательного характера, имеющих различную степень трудности. Как правило, задачи решаются с привлечением минимальных сведений из арифметики и геометрии, но требуют сообразительности и умения логически мыслить.
В первую очередь книга рассчитана на школьников, как младших классов, так и старшеклассников. Родители найдут в ней интересные упражнения для развития смекалки у детей дошкольного возраста. Часть задач представляет интерес и для взрослых читателей. Внутри каждого раздела задачи расположены в порядке возрастания трудности. Может быть, взрослым некоторые из них покажутся знакомыми. Причина в том, что многие задачи из книги Е. И. Игнатьева попали в более поздние популярные издания и стали широко известны.
За 70 лет, прошедших с момента выхода первого издания книги, совершились огромные изменения в общественном и социальном устройстве нашей страны. Условия многих задач, отражавшие реальные отношения прошлого века, сегодняшнему читателю показались бы непривычными. Мы переработали часть задач, стараясь придать им более современный вид или стилизуя их под старинные истории и сказки. При этом всюду, где только было возможно, сохранялся образный язык автора. Мы опустили некоторые разделы книги, на наш взгляд,- не очень интересные современному читателю, например раздел о вычислительной технике времени Е. И. Игнатьева. Вместе с тем в отдельные разделы книги было добавлено небольшое количество близких по тематике задач.
Стремясь к тому, чтобы книга была понятна школьникам младших классов, мы сочли возможным не вводить терминологию, принятую в старших классах средней школы. В частности, мы сохранили для фигур, совпадающих при наложении, название "равные фигуры", вместо равенства величин углов пишем "равенство углов" и т. д.
Думается, что эта книга, сыгравшая большую роль в развитии отечественной популярной литературы по математике, с интересом будет прочитана современными школьниками и взрослыми, с успехом послужит целям, которые ставил ее автор много лет тому назад.
В заключение хотелось бы поблагодарить А. С. Подколзина и А. Т. Фоменко, оказавших нам помощь в редактировании некоторых разделов книги.