Бактерия GFAJ-1 не оправдала надежд ученых, которые выдвинули гипотезу о том, что она может оказаться «новой формой жизни», будучи способной существовать в насыщенном растворе мышьяка. Исследования установили, что вся уникальность данной бактерии сводится к умению вылавливать из окружающей среды фосфат, причем она может делать это даже в мышьяке.
«Разоблачили» GFAJ-1 израильские ученые из Вейцманнского научного института. Они разгадали механизм, который дает возможность белкам бактерии связываться с фосфатом в то время, когда бактерия пребывает в токсичной среде. Белки выделяют фосфаты среди прочего идентичного ему ядовитого арсената.
В экспериментах ученые рассматривали четыре вида бактерий: две устойчивых к арсенату и две чувствительных к нему. Основная масса подопытных белков отдавала предпочтение неядовитым солям, даже в растворах, где содержание арсенатов в пятьсот раз превышало содержание фосфатов. Что касается белков GFAJ-1, то они даже из четырех с половиной тысяч арсенатов безошибочно выбирали фосфат. Это доказывает, что бактерия может присоединить фосфор в любых условиях, но не исключает, что ядовитые соли все же могут проникнуть в нее.